Русская мода начала двадцатого века

Главное в вопросе русской моды – сопоставление её с европейской. Ведь очень многое было взято русскими модельерами у их более именитых французских и итальянских коллег. Русская женская одежда в веяньях моды России начала двадцатого века была ориентирована на Париж и Вену, а мужская строго блюла лондонские каноны.

Более того, в большинстве случаев история не сохранила имена легенд отечественной моды,  создателей русской одежды, хотя вещи, которые они создавали, пережили века.

Русская одежда в моде двадцатого века – это малоизученный пласт истории отечественной культуры.

История русской моды, настоящей высокой моды, началась в первое десятилетие прошлого века. Этот период вошёл в историю под названием «серебряного века». Невероятный подъём искусства в целом, живописи и графики в частности, привел к появлению новых видов этого самого искусства, например, искусства высокой моды.

Отечественная русская женская одежда в моде этого периода тесно связана с европейской модой и развивалась она, испытывая невероятное влияние нового стиля – стиля модерн.

 
Особенное влияние этот стиль оказал на моду 1900-1903 годов. Это отразилось в силуэте платьев, узкой, под корсет, талией, длинными юбками, которые оканчивались тренами (трены были призваны создать эффект морской пены у ног ундины, коей почитали женщину той эпохи) и узкими рукавами. Этот силуэт русские называли «декадентским». Женщины этой эпохи ещё не были уравнены в правах в обществе, им были чужды общественные и трудовые обязанности. Они были неземными, эльфийскими созданиями, это во многом отражалось в их нарядах. А нарядов было не мало…

Женщина из приличной семьи начала двадцатого века переодевалась несколько раз за день: пеньюар, домашнее платье, прогулочное платье, визитный наряд, чайный, обеденный, вечерний или театральный. Понятно, что работа швей и модисток была очень популярной и востребованной. Почти каждая девушка могла самостоятельно сшить себе наряд, что очень ценилось в то время.

Русская одежда той эпохи подчеркивала достоинства фигуры её обладательницы. Женщины отличались пышными формами, особенным достоинством считалась большая грудь, так же они отличались невысоким ростом. Пышный бюст – тренд того времени. Наряды были призваны либо подчеркнуть это бесспорное достоинство женщины, либо скрыть отсутствие груди, создавая объем в нужном месте. В моде был так называемый русский силуэт «голубиной грудки» - пышная зона декольте и чуть приспущенная талия, выполненная в виде треугольника.

После русско-японской войны и первой русской революции произошел модный переворот. Платья стали более удобными, широкими, рукава стали более пышными. Это связанно с удобством в одевании нарядов и дефиците некоторых тканей.

В 1907-1909 годах женская русская одежда претерпела новые изменения: силуэт стал более вытянутым, произошло изменение корсетной структуры, талия поднялась выше, а рукава стали шить в стиле «неоклассицизм». Неоклассицизм конца девятисотых годов привнес в моду контрастные цвета, прямые линии, чёткие вышивки и графические рисунки.

Русские модные дома использовали те же приемы, что и модные ателье Парижа: нежные цвета (кстати, названия цветов того времени уникальны – «стрекоза», «каспийское море», «голубая колибри», вряд ли глаз современного человека способен постичь всю нежности и в тоже время глубину этих оттенков), вышивки, аппликации, кружево. Корсажи украшались бисером, стеклярусом, золотыми и серебряными нитями, жемчугом и натуральными камнями.

Вообще, существенную роль в создании цельного образа играла отделка. Очень любили русские модницы отечественное кружево: вологодское, елецкое, михайловское. Хотя европейские материалы тоже использовались в большом количестве, в частности брюссельское и фламандское кружево. Вышивка гладью или крестиком тоже была в моде, и такой тип отделки был характерен только для нарядов, сшитых русскими женщинами. Понятно, что всё это было изготовлено с помощью ручного труда. В России это ценили и любили, хотя во всех ателье стояли швейные машинки Зингер, завезённые в Россию ещё в 1855 году.

Печатная продукция процветала и модных журналов было в избытке. Модистки, ательеры и дизайнеры активно пользовались всем тем, что предлагал миру французский стиль «от кутюр».

Изобразительное искусство того времени тоже очень сильно повлияло на моду. Художники идеализировали женщину, а им вторили создатели моды. Поэтому наряды эпохи модерн несколько театрализованы.
К новостям магазина